В нашей жизни наступает момент автозвукового развития, когда хочется по-настоящему громкого звучания автомобильной аудиосистемы, так чтобы душа сначала развернулась…. Но при этом, чтобы звук был чистым, без искажений, а, то ручку громкости выкручиваешь, и начинается хрип в динамиках и просадка усилителя вплоть до выключения.
Теоретически чтобы усилитель работал без захлебываний его надо запитать так, чтобы вся электроэнергия от аккумулятора в необходимом количестве поступала к усилителю. Но это возможно только в теории. Усилитель мы питаем через силовой провод с конечным сопротивлением и в проводе зачастую оставляем много электроэнергии, которая не доходит до усилителя. Как же быть? Устанавливать ОЧЕНЬ толстый провод?
И тут мы обращаем наши взоры на конденсаторы – буферные емкости, которые накапливают энергию, когда нет больших токов, а потом ее отдают усилителю на громких пассажах.
Но тут нас часто ждет заблуждение. Многие думают, что поставил конденсатор и все — будет громко, мощности добавится. К сожалению, конденсатор мощности не добавляет. Значит, он не нужен? Тоже неверно. Давайте разберемся с этим устройством.
Конденсатор это не аккумулятор, он быстро заряжается и быстро разряжается, поэтому его может хватить только на пару секунд “активной музыки”. Количество этих секунд определяется емкостью конденсатора в Фарадах и ESR конденсатора.
Емкость конденсатора обычно написана на корпусе. Выбирается обычно из расчета 1Фарад на 1 кВт потребляемой мощности. Чем выше емкость 5-40 Фарад, тем больше секунд проработает ваш усилитель на “всю катушку”. Но не факт, что такие многофарадные конденсаторы дадут музыкальности, т.е. будут эффективно работать.
Здесь есть нюанс, подбирать музыкальные конденсаторы надо не совсем по емкости конденсатора. Надо учитывать эквивалентное последовательное сопротивление (ЭПС (англ. ESR), внутреннее сопротивление).
ЭПС обусловлено главным образом электрическим сопротивлением материала обкладок и выводов конденсатора и потерями в диэлектрике. Обычно ЭПС возрастает с увеличением частоты тока, протекающего через конденсатор, вследствие поверхностного эффекта. Измеряется в мОм на какой-то частоте или в виде графика.
Поскольку музыка носит импульсный характер в широком диапазоне частот, то конденсатор с высоким ЭПС не сможет эффективно заряжаться и разряжаться на музыкальных частотах.
Еще более важное значение имеет, какое ЭПС на частоте работы преобразователя в блоке питания усилителя (обычно 20-50кГц), т.к. именно на этой частоте и происходит подпитка усилителя от конденсатора.
Итак, для громкого и чистого звучания надо подбирать конденсатор не только большой емкости, но и с низким ЭПС на частотах до 50кГц. Ну и размещать конденсатор как можно ближе к усилителю.
С уважением и успехов в звукоизвлечении.