Автор проекта Скородумов Евгений. Студия автозвука «Бетта»
т. 89214294105
Автозвук всегда лучше делать в одном месте, желательно у проверенных специалистов. В этом приходится убеждаться регулярно. Вот и в этот раз такой случай.
У клиента были жалобы: что-то его не устраивает звук – нет драйва, при включении постоянно щелкает в динамиках, отсутствуют регулировки фейдера и баланса.
Было принято решение сделать диагностику по подключению аудиосистемы и пригласить специалиста судью по автозвуку для оценки звука в авто.
При визуальном осмотре обнаружили следующее:
источник звука – штатное мультимедийное головное устройство,
фронтальная акустика – компонентная Hertz, пищалки в уголках зеркал, мидвуферы в штатных местах в дверях,
тыловая акустика – тоже Hertz — блины врезаны в полку,
усилитель – 4-канальник с подключением по высокоуровневым входам с включением питания усилителя по АСС.
Полка с аудиоподготовкой, усилитель закреплен на спинке заднего сиденья, фильтры фронтальной акустики спрятаны в дверях.
С точки зрения общего подхода, все сделано правильно: заменена штатная акустика на известный бренд, врезаны блины и даже установлен усилитель для формирования хорошего баса и давления. И конечно взяты деньги за аудиоподготовку (шумоизоляция полки).
Что же нам скажет специалист по звуку?
Одним словом если бы ничего не делали, то было бы значительно лучше.
Но по порядку. За основу взята методика FSQ для быстрой оценки аудиосистемы.
Итак. По первой дорожке сразу понимаешь, что весь звук сзади, а вернее его часть резко спереди, а другая часть резко сзади. Понятно, почему хозяину было некомфортно слушать такое чудо.
При этом акустическая фазировка в мидовом, среднечастотном и высокочастотном диапазоне вроде бы соблюдена.
При оценке на призвуки понимаешь, что аудиоподготовка — это фикция, потому что двери издают на свип-тоне один сплошной дребезг, как и задняя полка. По полке отдельный момент. Даже в дальнейшем, после подрезки задней акустики снизу ~60 Гц, она продолжала резонировать на 40-45 Гц. Там требуется точечное вибродемфирование по устранению резонанса самой полки.
Снизу система играла примерно с 40 Гц, но вот спереди заиграла только со 125 Гц, вот вам и ответ разделение звука по зонам — противофаза между передней и задней акустикой по басу.
Неравномерность на средних частотах проявилась в очень “сильном дожде” вместо аплодисментов на тестовой дорожке, очень много ВЧ и верхней середины. Причина кроется скорее в необходимости ослабить пищалку на кроссовере (который спрятан в дверях).
Оценка сцены по перемещающемуся малому барабану слева направо показала следующее. Первые два удара вместе и прямо перед лицом, средний (4-й удар) за затылком в центре машины, ну и крайние правые далеко сзади справа. Все семь ударов должны быть на уровне глаз слушателя, по глубине на уровне лобового стекла или глубже на капоте и перемещаться от левой к правой стойке лобового стекла. Причиной такого хаоса стали противофаза между фронтом и тылом, перепутаны на усилителе фронт и тыл на правом канале, избыточный уровень сигнала на тыле.
Теперь вы понимаете что оценивать музыкальные фрагменты уже стало бессмысленно. Атака гипертрофирована. Тембральный и музыкальный баланс просто отсутствуют. Макродинамику не оценить.
Вывод один – переподключить и предварительно настроить (или понять и простить).
Мастерам тоже досталось работы и исследований.
Выяснилось, что корпус усилителя развязан от массы и надо его крепить через фанерную проставку.
Сам усилитель фонил и пришлось подключаться через высокоуровневые адаптеры с трансформаторной развязкой для устранения фона.
Для устранения щелчков при включении и выключении магнитолы пришлось использовать зарекомендовавший себя формирователь remote сигнала.
После согласования с хозяином о том, что он в дальнейшем будет устанавливать сабвуфер, срезали фронт и тыл ~60Гц фильтрами ВЧ на усилителе.
Выровняли уровни фронта и тыла.
И вот результат.
Акустическая фазировка в норме – теперь весь звук стал собранным и спереди, его по ощущениям стало просто больше, появился драйв, который и хотел услышать хозяин авто.
АЧХ. После ослабления на голове ВЧ на -2 и легкого подъема СЧ, дождливость практически исчезла. Но требуется оценка АЧХ на спектроанализаторе. Ощущаются проблемки на верхней середине и на верхнем басе. Это явно слышно в противности саксафона и нехватке баса в голосе негра.
Атака барабанов нормальная. Баса в достатке, но нехватает суббаса, требуется сабвуфер. И, конечно же, резонирует до сих пор задняя полка. Дребезга в дверях стало меньше. Теперь появилась возможность оценить и микродинамику и макродинамику.
К микродинамике претензий нет, слышны все нюансы, но вот при воспроизведении живого звука, он, наверное, не настолько живой (требуются компоненты более высокого уровня).
При оценке макродинамики, способности воспрозводить громкие звуки, особых проблем не выявлено. Да в финале тестовый музыкальный фрагмент не потрясает до глубины души, но и звук в явную кашу не превращается.
Сцена. Наконец-то она появилась. Низковатая, чуть ниже уровня глаз, зато ровная по высоте и опять же взгляд на дорогу будет идти, а не в облака. Даже 4-й удар на месте. И по глубине ровно по стеклу. Общее ощущение очень широкой, но немного узкой по высоте, не хватает масштаба высоты. Изменение фазировки пищалок или изменение порядка фильтра могли бы дать изменение и по высоте сцены.
Выводы.
После проведенных работ всегда надо оценивать результат.
Настройка имеет громадное значение в звукоизвлечении. Здесь нельзя жалеть ни денег, ни времени.
Дело мастера боится.
Клиент на радостях обещал приехать на установку сабвуфера и шумоизоляцию