Итак, продолжим. Да, чтобы получить звуковую картинку во всем великолепии надо правильно расположить динамики относительно слушателя.

Обычно в идеальном помещении это угол в горизонте примерно 60 градусов, а высота центра излучателей чуть ниже ушей (при абсолютной одинаковости расстояния до колонок и идентичности параметров динамиков). Угол связан с лучшим соотношением фазовой и амплитудной стереофонии. А высота с автоматическим подъемом КИЗ (кажущийся источник звука) при таком угле расположения слушателя относительно колонок в горизонте. Это ОСНОВА, которая подтверждена кучей экспериментов и под это написано куча теории.

Если помещение не идеальное, а реальное, то надо учитывать близость стен, потолка, пола. Т.е. ранние отражения. И общий объем помещения как количество свободных резонансов (частоты на которых помещение звучит — идеально на всех). И параллельность стен и пола с потолком (стоячие волны и время реверберации (эхо) помещения). И конечно же количество и расположение звукопоглащающих материалов.

А теперь вместе с этим в автомобиль.

И тут добавляется первейшее зло — ассиметрия посадки слушателя относительно колонок. Нет такой возможности сидеть по центру автомобиля. Т.е. нет первой основы — одинаковости расстояния до колонок.

Второе зло — неодинаковость характеристик динамиков. При разных углах расположения (тех же мидбасов) начинает сказываться ДН диаграмма направленности динамиков — практически все характеристики плывут.

Дальше веселее — высота расположения центров динамиков — чуть ниже ушей?!?

Конфигурация кузова (непредсказуемые переотражения и стоячие волны), изменяющийся фонд звукопоглащения и отражения, сам объем помещения из-за различного количества пассажиров и картошки, жесткое расположение штатных мест под акустику и на закуску саб в багажнике. 

Все это и еще немножко, о чем может позже поговорим, представляет сложнейшую задачу правильного стереофонического звукоизвлечения.

Но, сейчас об расположении динамиков. Что тут можно сделать и на что надо обратить внимание, чтобы не делать грубых неисправимых ошибок.

Чтобы прямой звук приходил относительно одновременно (это более правильно, чем одинаковое расстояние) с обоих каналов, надо либо располагать динамики максимально далеко от слушателя, например в кик панелях, либо удлинять ход звукового луча за счет переотражения от поверхностей, например, от лобового стекла. Но тут есть тонкости о которых народ просто не думает и результата не получает. Надо думать о ДН и АЧХ после отражения. Как правило на отражение берут динамики с узкой ДН. С широкой прямой луч от динамика будет громче отраженного и эффекта удлинения можно не получить. Или эту ДН формируют воротниками, козырьками и т.д.. АЧХ может сильно измениться из-за звукопоглощающих свойств отражающей поверхности либо ее формы (фокусировка, дисперсия).

При формировании сцены многокомпонентной акустикой, можно главную роль отдать серединкам или пищалкам снизив их нижнюю рабочую частоту до 200 Гц серединкам, 1500-2000 Гц пищалкам за счет больших возможностей по их инсталляции.

Очень важно если, есть такая возможность, расположить динамики на одной сфере, тогда звук от них будет приходить одновременно и это может быть одним из подходов по формированию звуковой сцены.

Используя миды меньшего размера, например 13 см, а не 16 см, мы увеличиваем угол  ДН, тем самым получаем одинаковость характеристик динамиков обоих каналов, и тогда ближний мид в дверях можно не доворачивать на слушателя.

Использование центрального канала, как и меняя порядок кроссоверов фронтальной многокомпонентной акустики, можно влиять на параметры звуковой сцены: высоту, глубину, ширину и равномерность. Это очень важно!

Чем меньше количество динамиков мы используем, тем лучше характеристики звуковой сцены, но тем меньше мы на эту сцену можем влиять.

Одно из неплохих решений ипользовать коаксиалы в торпедо с отражением от лобового стекла с выносными кроссоверами.

Ну и в заключении — звуковой процессор в умелых руках, может каждому динамику и АЧХ подрулить и срез выбрать и временную задержку внести. Но все это будет только для одного слушателя. Для двоих и более слушателей временные задержки не помогают. Тут только физическое удлинение луча, использование центрального канала, удачное расположение динамиков с удачными характеристиками и правильная подготовка автомобиля как помещения для прослушивания. Но об этом в следующей статье.

 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ